«

»

Окт 25

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Приоритет в работе воспитателя дошкольного учреждения является забота о воспитании здорового ребенка. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Задача педагогов – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Для сохранения и укрепление здоровья воспитанников существуют разнообразные формы и виды деятельности, которые в настоящее время получили общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Здоровьесберегающие технологии — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную по этапную работу, включающую в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Технологии сохранения и стимулирования здоровья направлены на охрану и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета, выработку способности организма приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, подготовка к адаптации в школе.
  2. Технологии обучения ЗОЖ;
  3. Коррекционные технологии. Коррекционные технологии обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка. Направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия, снятия напряжения.

Педагогические технологии  по здоровьесбережению мы в своей группе реализуем через следующие формы работы систематически в течение всего дня:

  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно 5 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Гигиенические процедуры. Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни. Обширное умывание не только гигиеническая процедура. Если это делать водой определенной температуры, то она становиться закаливающей процедурой. Процедуру проводят после прогулки или сна.
  • Фитотерапия. Дело в том, что вдыхание испарений нарезанных чесночных и луковых долек полезно как больному человеку, так и здоровому в целях профилактики, к тому же летучие соединения этих овощей обеззараживают воздух в комнате, убивая болезнетворные микробы, бактерии и вирусы которые вызывают заболевания. Проведение оздоровления с использованием фитотерапии целесообразно осуществлять в периоды, являющиеся критическими для формирования и прогрессирования отклонений в состоянии здоровья детей. К ним относятся: адаптация к дошкольному учреждению; период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом; период реконвалесценции после перенесенных острых заболеваний.
  • Физкультурная образовательная деятельность. Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой (2 раза в групповой комнате, и 1 раз на свежем воздухе). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
  • Физминутки или динамические паузы– помогают активно отдохнуть нашим воспитанникам после умственной нагрузки или вынужденной статической позы. Их мы проводим в любой отрезок времени, когда это необходимо для восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предотвращения переутомления и нарушений осанки.
  • Пальчиковая гимнастика,  которая направлена на развитие мелкой моторики кистей рук, подготовку руки к письму. Комплексы пальчиковой гимнастики направлены также на расслабление, растягивание, восстановление работоспособности кистей и пальцев после длительной нагрузки. Часто в  них мы включаем и элементы самомассажа.
  • Дыхательная гимнастика, ёмкость лёгких у дошкольников ещё тоже небольшая, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему так необходима дыхательная гимнастика. Она способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки, улучшает деятельность сердечнососудистой системы и кровообращения.
  • Гимнастика для глаз,  даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся в деятельности по рисованию, лепке, аппликации, при рассматривании картин, длительном наблюдении.
  • Артикуляционная гимнастика, упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогающие быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.
  • Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
  • Подвижные и спортивные игры провожу ежедневно на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Эти мероприятия способствуют не только совершенствованию  двигательных навыков дошкольников, но и  обеспечивают их  эмоциональный комфорт.
  • Закаливание. В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.
  • Режим прогулок на свежем воздухе. Прогулка при правильной организации является одним из важных моментов закаливания. Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу воспитательно-оздоровительного процесса в детском саду, цель которого снизить заболевания детей.
  • Музыкотерапия, технология музыкального воздействия– один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей, она влияет на состояние нервной системы, вызывает эмоциональные состояния покоя и гармонии. Спокойная мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, успокаивает их, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мы широко используем мелодии в разных видах деятельности: при проведении ОД, во время принятия пищи, перед сном.
  • Релаксация. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением.
  • Сказкатерапия. Читая или рассказывая сказки, рассматривая иллюстрации, сопереживая героям, у детей формируется понятие о здоровом образе жизни, о необходимости  гигиенических процедур и товарищеских отношениях. На примере сказочных героев детям гораздо интереснее и легче запоминать любые правила и навыки, направленные на формирование здорового образа жизни.
  • Бодрящая гимнастика– мы проводим её ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса детей. В неё  часто включаем  элементы корригирующей гимнастики (упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки), дыхательной гимнастики, игровой массаж. Очень нравится детям при её проведении использование музыкального сопровождения.

С уверенностью можно сказать, что без деятельного участия родителей приобщить детей к здоровому образу жизни невозможно, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимосвязь с семьёй. Для этого используем разнообразные формы работы с родителями: беседы; родительские собрания; мастер-классы; консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование, также родители принимают активное участие во всех конкурсах. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и на сайте детского сада.

Таким образом, применяя данные здоровьесберегающие технологии, имеющие оздоровительную направленность, и используемые в комплексе в течение короткого времени помогли нам добиться значительных результатов: заболеваемость детей нашей группы снизилась, посещаемость повысилась 40% до 70%, и это за 3 месяца плодотворной работы.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья, позволяющую сформировать у дошкольника активную позицию по отношению к собственному здоровью.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>